Сайт станции Лубны
СТАНЦИЯ

Ударные труды мостовиков и механизаторов желдорвойск. 1972 год

Сергей Лелеко,
майор в отставке
железнодорожных войск СА.
18.08.2010 г.,
г. Тюмень

Летом 1972 года объявили тактико-специальное учение (ТСУ) нашей Конотопской железнодорожной бригаде – на Тернах круглосуточная, ударная работа. Там же, напротив какого-то парка – стоял наш гарнизон. Войска – с противогазами – на случай «ядерного удара» и «радиоактивного заражения местности».

Овраг за оврагом – местность очень пересечённая, косогорная, поэтому водопропускных труб в 19 веке построено с десяток, а уклон очень крутой: врать не хочу, но тысячных наверное 10 был, не меньше - таков заезд на станцию Лубны. Крутые кривые и однопутка, конечно же, сильно препятствовали нормальному движению современных тяжёлых поездов на такой грузонапряжённой однопутной линии. Почти все тяжеловесы самостоятельно в направлении ст. Лубны со стороны Ромодана заехать не могли – только с тепловозом-толкачом, который потом возвращался на станцию Солоницкая. Самая большая труба имела постоянный водоток, а внутри её, в самом «сердце насыпи», большая глыба льда не таяла даже среди лета! Если бы не это обстоятельство, то любой из автокранов нашего мостового Хутор-Михайловского батальона, в принципе, мог бы легко туда заехать; а сводчатый профиль и, в особенности, оголовок трубы с выпуклыми цифрами «1898», красиво сложенный настоящими мастерами из бутового камня, был просто шедевр архитектуры.

Командир кранового взвода лейтенант Лелеко Мне, тогда уже секретарю комитета комсомола части, нужно было своей работой среди личного состава «мобилизовывать, нацеливать и поддерживать» полезную инициативу, помогать в организации соцоревнования и выпуске боевых листков. И вот – бегаю через холмы туда – сюда; а ниже наших труб, совсем местами в двух шагах буквально – большая большая деревня Терны тянется километрами, где живут очень добрые и хлебосольные люди, которые очень хорошо относились к нашим солдатикам всех наций и народностей, жалея их по-своему. И вот пробежишься от трубы к трубе разок, возвращаешься – а уже почти все воины пьяненькие и закусили даже… Т. е., уже «проявили инициативу» - начинаешь искать взводного, чтобы разбираться и меры принимать… Надо сказать, что винный вопрос тогда в округе был актуальный и проблемный, нам он тоже навредил немало – нечего скрывать. Место-то опасное – поезда ходят непрерывно! Через пару – тройку таких оврагов – и мехбат трудится моего друга Паши Станкевича, лейтенанта с моего же выпуска – засыпает уже удлинённую нами трубу, наступая мостовикам «на пятки»… Иду к нему поделиться проблемой; сидим на травке сверху и смотрим, как чётко работает рота механизации Конотопского мехбата, разрабатывая в глиняном карьере, совсем недалеко от трассы, грунт стареньким экскаватором Э-505. Снуют самосвалы МАЗ-503, и за этим всем процессом, с видимым удовольствием, наблюдает уже немолодой и лысоватый, командир роты капитан Шакин. Легендарная и очень уважаемая в батальоне личность – пример молодым офицерам – взахлёб сообщает мой друг и комсорг мехбата Паша. Товарищ капитан готовится к «дембелю», поэтому руководит процессом дистанционно – сверху, через взводных и прочих «ординарцев», один из которых соорудил для него навес из простыни и принёс табуретку. И вот сидит ветеран, пьёт холодную водичку и душа у него, чувствуется, радуется – дело идёт хорошо!

Вдруг он замечает серьёзное нарушение техники безопасности: в забое экскаватора образовался большой козырёк глины – его полагается обрушить. И он величаво отдаёт распоряжение - ординарец побежал вниз, в карьер, передать приказ ротного начальнику смены и экскаваторщику. Войска бросаются исполнять наверх с лопатами, землеройный комплекс временно остановился, а мы с Пашей всё это наблюдаем сверху, от железной дороги. Наконец, минут через двадцать нужный результат достигнут – козырёк падает вниз, в карьер, к самой гусенице экскаватора; но тут, почему-то вдруг, оказался солдат - и его этот грунт частично прижимает к гусенице! И это – на глазах у всех, включая командира роты! Шакин вскакивает, быстро натягивает сапоги и, с рыком возмущения нерадивостью своих недоумков-подчинённых, не дающих спокойно уволиться в запас, мчится вниз, к экскаватору. Солдат орёт благим матом – видимо, больно ему. Мы с Пашей тоже вскочили и стоим с открытыми ртами…

Когда ротный подбежал, парня уже освободили от земли – Шакин что-то ему говоря, начал ощупывать по-отцовски: что где болит, мой мальчик…? Весь живот – в крови, уже МАЗ наготове, чтоб в больницу везти воина: но вот Шакин выпрямляется и в упор смотрит на… машиниста. Для нас – немая сцена; что происходит?! Слышно плохо – далеко же, но ясно, что ротный «ревёт» и все вокруг сразу – в рассыпную. Экскаваторщику – видим – достаётся по шее, а помощнику, «раненому в живот», сапогом под задницу!!! Вот это да! Что ж случилось-то? Оказалось, что солдатик – помощник машиниста, посланный им же на МАЗе за «Солнцедаром» в ближайший магазин (там могли солдату и бесплатно дать в то время), не вовремя оказался там, где падал козырёк, там его и придавило, причём три бутылки из четырёх разбились, и… было страшно. Вот такая история – молодёжь рвалась к удовольствиям, даже очень сомнительным, даже во время тактико-специальных учений! Даже в присутствии такого авторитетного командира! И смех, вроде, и грех: но Бог-то всех хранил и всё обошлось…

…А через пару дней хлынул ливень: большинство наших кранов, с огромным трудом установленных на косогорах у монтируемых труб, сползли прямо в котлованы и были просто залиты! Это было горе – ждать, когда всё высохнет, потом вытаскивать тракторами, вычищать и мыть технику, просушивать, чтобы снова её туда устанавливать!

А оголовок той, самой большой трубы, надо было убрать – чтобы к старой трубе приставить нашу, П-образную, простую как две копейки (не уверен, что такую же прочную) трубу из сборного железобетона. За неделю целый взвод солдат, в основном из Средней Азии, уничтожил несколько ящиков пик для отбойных молотков, но… раствор кладки 1898 года не поддавался! Компрессоры – в сторону! Эту задачу удалось выполнить только вручную, ломами! Конечно, это был адов труд – но другого пути не оказалось.

Сейчас над этим местом пробегают поезда, ведомые электровозами, а водичка – я думаю, так и течёт, и впадает по-прежнему в реку Сула. И лёд в трубе лежит по-прежнему, только его больше. И в этой насыпи, сооружённой доблестными подчинёнными капитана Шакина, объёмом, как я предполагаю, тысяч в триста – четыреста кубометров, стоит наша труба, и лежит с зимы 1973 года… думпкар (это такой вагон-самосвал для перевозки и выгрузки сыпучих материалов), упавший туда при разгрузке вместе с мёрзлым грунтом… Так бывало в войсках, и не один раз. Безвозвратные потери, не влиявшие на скорость движения поездов в будущем. Не видимый никому памятник нашему труду на благо Украины.

Станция Лубны ЮЖД
© 2003–2011 Алексей Краснов
E-mail: uzdlines@gmail.com.